Областной клинический лечебно-реабилитационный центр (ГБУЗ «ОКЛРЦ»)

Нарушения речи у детей

Дефектолог и логопед

image

На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • гипоксия, 
  • инфекционные заболевания, 
  • травмы живота, 
  • алкоголь, 
  • курение, 
  • употребление наркотических веществ,
  • бесконтрольный прием лекарств,
  • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

Наследственность

К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка). 

Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

К этим факторам относятся:

  • недоношенность,
  • малый вес ребенка,
  • асфиксия (удушье),
  • акушерские травмы.

Послеродовые патологии

Сюда включают:

  • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
  • травмы артикуляционного аппарата.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

К таким причинам относятся:

  • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
  • неверный пример речи от взрослых,
  • сильный испуг, стресс, психические травмы.

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами.  К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Замедление афазии

Чтобы улучшить общее состояние пациента, потребуется тщательный уход и терпение со стороны ухаживающего. При деменции с пациентом разговаривают медленно, четко произнося слова. Это помогает уловить суть сказанного и построить логическую цепочку полученной мысли. Нейролингвисты и психотерапевты рекомендуют проведение нехитрых занятий:

  1. Чтение небольших отрывков текста с попыткой изложения прочтенного.
  2. Настольные игры с подключением логической жилки: монополия, мафия, вытягивание деревянных брусков из цельной башни, бродилки-ходилки с выбрасыванием кубиков.
  3. Решение задач судоку, кроссвордов по вспоминанию слов, расчет клеток и закрашивание полученного рисунка.
  4. Игра на музыкальном инструменте, особенно если человек до этого обучался музицированию.
  5. Регулярное общение с обращением по имени.

Согласно исследованиям канадских ученых в 2020 году получен вывод, соблюдение алгоритма психотехники поддержания и восстановления речевого выражения, базированные на практике внимательности, замедляют процесс прогрессирования деменции.

Важно! Настораживающим признаком начинающейся деменции с афазией становится речевое «спотыкание», выражение мысли экспрессивное с забыванием некоторых слов или звуков. Впоследствии перерастает в логоклонии (беспорядок в морфологии и синтаксисе слов)

Стимуляция мозгового центра поможет максимально замедлить наступление речевых изменений с последующей их утратой.

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны. 

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

«Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи»даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Признаки отклонений

Надо отметить, что более тяжелые случаи нарушения речи, возникающие при слабоумии и некоторых психологических отклонениях в организме, независимо от возраста больного, могут спровоцировать немоту

Поэтому очень важно своевременно распознать первичные признаки, чтобы не позволить прогрессировать недугу

Основные симптомы:

  1. Несоответствие языковой нормы возрасту говорящего человека.
  2. Дистрофия спастическая проявляется непроизвольными вибрациями голосовых связок больного. В этом случае отклонения в речи могут сопровождаться такими начальными признаками, как хрипота, сдавленный голос или звучание речи с придыханием.
  3. При афазии человек совершенно не умеет грамотно и быстро выражать свои мысли. У больного имеются проблемы с восприятием речи окружающих людей. Человек, страдающий отклонениями в речи, очень долго формулирует свои мысли и выражает их в словах. Слова и звуки, которые он произносит, получаются неправильными и невнятными.
  4. Слишком быстрый темп речи, или, наоборот, слишком заторможенный, может стать свидетельством нарушений функций в речевом аппарате больного. Это может быть следствием сложного психического заболевания; ТНР, вызванного патологиями мозга; инфекционных болезней или дегенеративных состояний.
  5. Еще один синдром недуга – нарушение тембра голоса. Любое изменение функций или формы голосовых связок может спровоцировать изменение в артикуляции и произношение отдельных звуков, а так же привести к непринужденности речи при произношении.
  6. Вследствие слабости речевого аппарата и голосовых мышц, появляются такие признаки, как заторможенность речи и «проглатывание» звуков.
  7. Проблемы могут проявляться в форме экспрессивной речи – быстрое и частое повторение одних и тех же слов, повышенная речевая активность, несвойственная для нормального человека, нарушение синтаксической структуры словосочетаний и плавности произношения.
  8. Гнусавость, заикание, невозможность выговорить слово или фразу, повторное произношение звуков – основные признаки отклонений в речи.

Надо отметить, что интеллектуально-мнестические функции, которые представляют собой различные формы расстройства психики, носят деградирующий характер. Зачастую при такой форме расстройства поражаются клетки мозга, что негативно сказывается на речевой функции больного. В результате таких сложных патологий, как инфаркт или инсульт мозга, у взрослого пациента, со временем, может развиться тяжелое нарушение функций речи, вплоть, до полного онемения

Поэтому так важно при малейшем проявлении симптомов, своевременно обращаться к специалисту за консультацией

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Куда обратиться за помощью?

image

Нарушение речи у взрослых – это не приговор, большая роль отведена его ранней диагностике и комплексному подходу к терапии. Лечение должно быть не симптоматическим, а направленным на устранение или подавление причины. Конечно, некоторые возрастные изменения являются необратимыми. Так, при сенильной деменции динамика будет со временем только ухудшаться. Однако, посредством медикаментозного лечения врачам удается замедлить развитие болезни и переход к терминальной стадии. Не забывайте, что большое значение отводится состоянию психики больного. Положительный настрой поможет и придаст уверенности в собственных силах не только ему, но и родственникам.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации